IT University 2 - шаблон joomla Оригами
Приглашаем принять участие: 21 апреля - 30 мая 2025 года
On-Line запись на курсы

ZalazinПавел Александрович Залазин  в 2004 году окончил Самарский государственный технический университет по специальности: «Экономика и управление на предприятиях энергетики».

Буквально через две недели после получения диплома Павел Александрович был принят на работу  в Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации городского округа Сызрань на должность ведущего специалиста планово-экономического отдела, а уже через год сам возглавил этот отдел.

В настоящее время Павел Александрович руководитель Управления экономического развития и инвестиций Администрации городского округа Сызрань. Он уверен, что успешная карьера – это большой и долгий проект, который начинается  задолго до начала активной трудовой деятельности. Именно поэтому очень важно сформировать прочный фундамент знаний, навыков и личных качеств, обучаясь в школе и вузе. А с чего все начиналось? Вот что Павел Александрович вспоминает о своих студенческих годах.

Почему, в свое время, решили поступать в Сызранский филиал Политеха?

- Вариантов для поступления было несколько. В итоге я выбирал между поступлением на физико-математическое направление в Самарском университете и экономической специальностью, на которую как раз в это время набирали студентов в нашем Политехе. В тот момент, судьба сложилась таким образом, что я не мог уехать из города из-за болезни родственников. Им нужна была моя поддержка. Выбор был очевиден. Я остался в Сызрани с родными, и получил образование по востребованной профессии. В конечном итоге, я ни разу не пожалел о сделанном выборе!

Какие остались воспоминания о первом курсе?

Приходилось перестраивать себя, ведь это уже не школа. Скажу честно, на первом курсе я работал на свое имя. Школу закончил с красным дипломом, и поэтому для меня было очень важно продолжать хорошо учиться. Соответственно, нужно было зарекомендовать себя на новом месте как перспективного студента.

Кто запомнился из преподавателей и почему?

Запомнился случай, связанный с Валентином Павловичем Сухининым. Он вел у меня финансовый менеджмент. Так складывались обстоятельства, что некоторые его лекции я пропустил.

На экзамене преподаватель раздал всем по два вопроса из теории и задачу. В это время ему кто-то позвонил, и он вышел из аудитории. Я не стал дополнительно готовиться и записывать ответ на листочке, поскольку был уверен в своих знаниях. Решил свою задачу и даже успел помочь одногруппникам. Когда Валентин Павлович зашел обратно в аудиторию, то я первый пошел отвечать без подготовки. В итоге я ответил на вопросы своего билета, но преподаватель продолжал задавать мне дополнительные вопросы практически по всем темам из общего списка.

Мои однокурсники недоумевали, почему именно мне задают столько вопросов, а еще больше от того, откуда я знаю на них ответы. Они и не подозревали, что причиной всему оказались мои прогулы. Думали, что такая же учесть ждет всех. По результатам экзамена я получил оценку «хорошо», но по умолчанию понимал, за что преподаватель мне снизил балл... Это была своеобразная мера воспитания с его стороны.

Знаю, что Вас заставили понервничать перед защитой дипломной работы. Что произошло?

Подготовил дипломную работу задолго до ее сдачи, но буквально перед самой защитой выясняется, что есть еще один студент с похожей темой диплома. В этот момент научный руководитель попросил  меня  изменить тему. Пришлось второй раз в очень сжатые сроки пройти производственную практику на другом предприятии и начать быстро писать второй диплом. К счастью, я справился со всеми возникшими трудностями и успешно защитился.

Что пожелаете студентам?

Старания, терпения, удачи! Не бояться участвовать в диалоге с преподавателями, активно проявлять себя в научно-исследовательской работе. А еще современному поколению желаю проявлять уважение к преподавателям. Нужно чтить их труд. Я думаю, что значимость и роль педагога в нашем обществе будут только возрастать. Даже в условиях цифровизации образования ничто не заменит труд и роль педагога. 

zaizevВячеслав Зайцев: «Студенты базовой кафедры могут приобрести международный опыт»

 

Вячеслав Зайцев ‑ выпускник базовой кафедры «Технология машиностроения» при АО «ТЯЖМАШ», причем – первого набора. Когда-то, еще в 11 классе, он очень хотел поступить в столичный вуз, буквально мечтал об этом, поэтому очень хорошо учился. Например, его результат ЕГЭ по истории был одним из самых высоких в области.

Однако все случилось по-другому. В школу № 29, где учился Вячеслав, пришел Дмитрий Сергеевич Трифонов и стал агитировать выпускников поступить на только что открывшуюся базовую кафедру «Технология машиностроения» при АО «ТЯЖМАШ». Тогда, в 2007 году, это был настоящий прорыв в системе образования, своего рода эксперимент, замешанный на идеях дуального обучения. И который, если судить сегодня по результатам, оказался весьма удачным.

‑ Многих моих сверстников заинтересовала возможность и учиться, и работать на заводе, ‑ говорит Вячеслав. – Лично я просто хотел быстрее начать свой карьерный рост, а не ждать, когда окончу университет.

Что ж, карьера у Вячеслава сложилась: сейчас он является директором международного гидроэнергетического проекта «Тоачи Пилатон», реализуемого АО «Тяжмаш» в Эквадоре. Но начинал новоиспеченный студент базовой кафедры свой профессиональный путь с должности простого оператора ЭВМ.

Потом Вячеслав два с половиной года работал специалистом по маркетингу конвейерного оборудования. За это время он понял, как взаимодействуют между собой различные отделы завода, этого огромного организма, каким образом происходит контрактация. Оказалось, что эти знания Вячеславу очень пригодятся.

На III курсе, когда на базовой кафедре начались профильные предметы, Вячеслав понял, что теоретические знания, которые даются на лекциях и практических занятиях, надо подкреплять практикой. И перевелся в отдел главного конструктора. Работая там, защитил дипломный проект, победивший, заметим, в соответствующем конкурсе, проводимом на заводе, получил документ об окончании Сызранского филиала СамГТУ с отличием, выиграл региональный конкурс «Точка роста», поступил в Московский финансовый университет при Правительстве России.

Все годы обучения на базовой кафедре «Технология машиностроения» Вячеслав Зайцев вместе с другими ребятами готовили программы для участия в фестивале «Студенческая весна», писали сценарии и готовили номера для КВН, ездили с выступлениями даже в Самару, принимали участие в научно-технических конференциях и конкурсе веломобилей. И всё успевали!

‑ Обучение на базовой кафедре «Технология ашиностроения» при АО «Тяжмаш» позволяет грамотно выстраивать жизненный график и правильно расставлять приоритеты, ‑ говорит Вячеслав Зайцев. – Ты начинаешь ценить время, каждую свободную минуту – ты ее тратишь не на какую-нибудь ерунду, а на то, что должен сделать. Например, на подготовку к занятиям или написание курсовой работы. Базовая кафедра ‑ это хорошая школа тайм-менеджмента.

В общем, молодого, активного и перспективного специалиста заметили. И в 2013 году Дмитрий Сергеевич Трифонов предложил Вячеславу Зайцеву стать его помощником по международному гидроэнергетическому проекту «Тоачи Пилатон». Функционал был сформулирован предельно просто: составлять ежемесячный отчет по этому проекту и отслеживать график выполнения работ. Однако для этого надо было знать и как ведется проектирование, и как происходит поставка оборудования.

Как признается сам Вячеслав, он на удивление быстро вошел в тему – свое дело сыграл опыт работы на предыдущих должностях. И в ноябре-декабре 2013-го состоялась первая командировка в Эквадор. А потом еще раз, еще раз и еще раз. А на следующий год Вячеславу предложили поехать в Латинскую Америку уже на постоянную работу.

‑ Надо отдать должное Дмитрию Сергеевичу Трифонову, ‑ откровенничает Вячеслав Зайцев, теперь – директор международного гидроэнергетического проекта «Тоачи Пилатон». – Он умеет разглядеть в студентах базовой кафедры, в молодых специалистах потенциал и помогает его раскрыть.

Необходимое отступление. Следует понимать, что представляет собой данный проект хотя бы в целом. Это очень сложный даже по международным меркам гидроэнергетический комплекс на горных эквадорских речках Тоачи и Пилатон. Он состоит из водозабора «Пилатон», деривационного тоннеля, пробитого в скале, ГЭС «Сарапуйо», ГЭС «Айюрикин», плотины и мини-ГЭС «Тоачи», нескольких подстанций, центрального пульта управления «Ла-Пальма».

Только простое перечисление оборудования, которое АО «ТЯЖМАШ» поставляет для проекта, занимает несколько машинописных листов. Это и турбины, и генераторы, и различные виды затворов, и высокотехнологичное оборудование для подстанций, и силовые трансформаторы, а также решетки, очистные машины, краны, все вспомогательные системы, электрическая часть и АСУТП. В общем, всё-всё-всё, кроме строительной части проекта.

Кроме того, АО «ТЯЖМАШ» для проекта «Тоачи Пилатон» разрабатывает собственную систему гидрологических измерений. А это – сложный интеллектуальный продукт. Он позволит управлять сложной системой затворов комплекса в автоматическом режиме.

При этом АО «ТЯЖМАШ» занимается не только поставкой оборудования, но также монтажными и пуско-наладочными работами, а также обучением персонала и последующим сопровождением эксплуатации.

Проект «Тоачи Пилатон» очень важен для Республики Эквадор. Он призван сбалансировать национальную энергетическую систему. Внимание всех правительственных органов этой латиноамериканской страны и местной прессы буквально приковано к этому проекту.

Однако этот проект крайне важен и для самого АО «ТЯЖМАШ». Для предприятия ‑ это первый и весьма ценный опыт строительства сложного гидроэнергетического комплекса «под ключ». К тому же «Тоачи Пилатон» ‑ это суперимиджевый проект. Он наверняка откроет заводу латиноамериканский рынок.

Сейчас на различных объектах проекта вовсю идут монтажные работы, и мы переходим к пуско-наладочным работам. Пуск первого агрегата запланирован на 17 июля следующего года. А весь гидроэнергетический комплекс АО «ТЯЖМАШ» должен сдать заказчику в 2021 году.

Не менее интересен и тот факт, КТО занят в латиноамериканском проекте. Под него предприятие за два месяца собрало уникальную команду очень сильных специалистов. Сейчас на стройке работает 200 человек, из них непосредственно из России – 40 человек, из которых 20-ть – сызранцы, в том числе – выпускники базовой кафедры. Тяжмашевские специалисты трудятся в Эквадоре проектировщиками, инженерами-наладчиками, техническими лидерами. Предприятие дает им возможность развиваться, направляя в командировки в различные регионы и нашей страны, и мира.

Несколько примечательных фактов о проекте «Тоачи Пилатон»

Главный инженер по гидравлическому оборудованию – это выпускник Сызранского филиала СамГТУ Юрий Белов. Руководитель монтажа электрического оборудования – выпускник ЭТФ Сызранского Политеха Дмитрий Кадин. Главный инженер по турбинному оборудованию – Леонид Гулимов, тоже выпускник Сф СамГТУ.

Вячеслав Зайцев делится своими наблюдениями по поводу стройки.

‑ Мне, как руководителю проекта, поневоле приходится взаимодействовать со специалистами, которые окончили те или иные вузы. Могу с ответственностью заявить: выпускники Сызранского филиала СамГТУ ничем не уступают как своим коллегам с дипломами столичных университетов, так и иностранным специалистам. У них – большой опыт практической работы с оборудованием и людьми. При этом они – в самом расцвете сил.

…Как уже говорилось, сложным международным гидроэнергетическим проектом «Тоачи Пилатон» руководит Вячеслав Зайцев. А когда-то он был простым студентом базовой кафедры «Технология машиностроения» при АО «ТЯЖМАШ».

zaizevВячеслав Зайцев: «Студенты базовой кафедры могут приобрести международный опыт»

 

Вячеслав Зайцев ‑ выпускник базовой кафедры «Технология машиностроения» при АО «ТЯЖМАШ», причем – первого набора. Когда-то, еще в 11 классе, он очень хотел поступить в столичный вуз, буквально мечтал об этом, поэтому очень хорошо учился. Например, его результат ЕГЭ по истории был одним из самых высоких в области.

Однако все случилось по-другому. В школу № 29, где учился Вячеслав, пришел Дмитрий Сергеевич Трифонов и стал агитировать выпускников поступить на только что открывшуюся базовую кафедру «Технология машиностроения» при АО «ТЯЖМАШ». Тогда, в 2007 году, это был настоящий прорыв в системе образования, своего рода эксперимент, замешанный на идеях дуального обучения. И который, если судить сегодня по результатам, оказался весьма удачным.

‑ Многих моих сверстников заинтересовала возможность и учиться, и работать на заводе, ‑ говорит Вячеслав. – Лично я просто хотел быстрее начать свой карьерный рост, а не ждать, когда окончу университет.

Что ж, карьера у Вячеслава сложилась: сейчас он является директором международного гидроэнергетического проекта «Тоачи Пилатон», реализуемого АО «Тяжмаш» в Эквадоре. Но начинал новоиспеченный студент базовой кафедры свой профессиональный путь с должности простого оператора ЭВМ.

Потом Вячеслав два с половиной года работал специалистом по маркетингу конвейерного оборудования. За это время он понял, как взаимодействуют между собой различные отделы завода, этого огромного организма, каким образом происходит контрактация. Оказалось, что эти знания Вячеславу очень пригодятся.

На III курсе, когда на базовой кафедре начались профильные предметы, Вячеслав понял, что теоретические знания, которые даются на лекциях и практических занятиях, надо подкреплять практикой. И перевелся в отдел главного конструктора. Работая там, защитил дипломный проект, победивший, заметим, в соответствующем конкурсе, проводимом на заводе, получил документ об окончании Сызранского филиала СамГТУ с отличием, выиграл региональный конкурс «Точка роста», поступил в Московский финансовый университет при Правительстве России.

Все годы обучения на базовой кафедре «Технология машиностроения» Вячеслав Зайцев вместе с другими ребятами готовили программы для участия в фестивале «Студенческая весна», писали сценарии и готовили номера для КВН, ездили с выступлениями даже в Самару, принимали участие в научно-технических конференциях и конкурсе веломобилей. И всё успевали!

‑ Обучение на базовой кафедре «Технология ашиностроения» при АО «Тяжмаш» позволяет грамотно выстраивать жизненный график и правильно расставлять приоритеты, ‑ говорит Вячеслав Зайцев. – Ты начинаешь ценить время, каждую свободную минуту – ты ее тратишь не на какую-нибудь ерунду, а на то, что должен сделать. Например, на подготовку к занятиям или написание курсовой работы. Базовая кафедра ‑ это хорошая школа тайм-менеджмента.

В общем, молодого, активного и перспективного специалиста заметили. И в 2013 году Дмитрий Сергеевич Трифонов предложил Вячеславу Зайцеву стать его помощником по международному гидроэнергетическому проекту «Тоачи Пилатон». Функционал был сформулирован предельно просто: составлять ежемесячный отчет по этому проекту и отслеживать график выполнения работ. Однако для этого надо было знать и как ведется проектирование, и как происходит поставка оборудования.

Как признается сам Вячеслав, он на удивление быстро вошел в тему – свое дело сыграл опыт работы на предыдущих должностях. И в ноябре-декабре 2013-го состоялась первая командировка в Эквадор. А потом еще раз, еще раз и еще раз. А на следующий год Вячеславу предложили поехать в Латинскую Америку уже на постоянную работу.

‑ Надо отдать должное Дмитрию Сергеевичу Трифонову, ‑ откровенничает Вячеслав Зайцев, теперь – директор международного гидроэнергетического проекта «Тоачи Пилатон». – Он умеет разглядеть в студентах базовой кафедры, в молодых специалистах потенциал и помогает его раскрыть.

Необходимое отступление. Следует понимать, что представляет собой данный проект хотя бы в целом. Это очень сложный даже по международным меркам гидроэнергетический комплекс на горных эквадорских речках Тоачи и Пилатон. Он состоит из водозабора «Пилатон», деривационного тоннеля, пробитого в скале, ГЭС «Сарапуйо», ГЭС «Айюрикин», плотины и мини-ГЭС «Тоачи», нескольких подстанций, центрального пульта управления «Ла-Пальма».

Только простое перечисление оборудования, которое АО «ТЯЖМАШ» поставляет для проекта, занимает несколько машинописных листов. Это и турбины, и генераторы, и различные виды затворов, и высокотехнологичное оборудование для подстанций, и силовые трансформаторы, а также решетки, очистные машины, краны, все вспомогательные системы, электрическая часть и АСУТП. В общем, всё-всё-всё, кроме строительной части проекта.

Кроме того, АО «ТЯЖМАШ» для проекта «Тоачи Пилатон» разрабатывает собственную систему гидрологических измерений. А это – сложный интеллектуальный продукт. Он позволит управлять сложной системой затворов комплекса в автоматическом режиме.

При этом АО «ТЯЖМАШ» занимается не только поставкой оборудования, но также монтажными и пуско-наладочными работами, а также обучением персонала и последующим сопровождением эксплуатации.

Проект «Тоачи Пилатон» очень важен для Республики Эквадор. Он призван сбалансировать национальную энергетическую систему. Внимание всех правительственных органов этой латиноамериканской страны и местной прессы буквально приковано к этому проекту.

Однако этот проект крайне важен и для самого АО «ТЯЖМАШ». Для предприятия ‑ это первый и весьма ценный опыт строительства сложного гидроэнергетического комплекса «под ключ». К тому же «Тоачи Пилатон» ‑ это суперимиджевый проект. Он наверняка откроет заводу латиноамериканский рынок.

Сейчас на различных объектах проекта вовсю идут монтажные работы, и мы переходим к пуско-наладочным работам. Пуск первого агрегата запланирован на 17 июля следующего года. А весь гидроэнергетический комплекс АО «ТЯЖМАШ» должен сдать заказчику в 2021 году.

Не менее интересен и тот факт, КТО занят в латиноамериканском проекте. Под него предприятие за два месяца собрало уникальную команду очень сильных специалистов. Сейчас на стройке работает 200 человек, из них непосредственно из России – 40 человек, из которых 20-ть – сызранцы, в том числе – выпускники базовой кафедры. Тяжмашевские специалисты трудятся в Эквадоре проектировщиками, инженерами-наладчиками, техническими лидерами. Предприятие дает им возможность развиваться, направляя в командировки в различные регионы и нашей страны, и мира.

Несколько примечательных фактов о проекте «Тоачи Пилатон»

Главный инженер по гидравлическому оборудованию – это выпускник Сызранского филиала СамГТУ Юрий Белов. Руководитель монтажа электрического оборудования – выпускник ЭТФ Сызранского Политеха Дмитрий Кадин. Главный инженер по турбинному оборудованию – Леонид Гулимов, тоже выпускник Сф СамГТУ.

Вячеслав Зайцев делится своими наблюдениями по поводу стройки.

‑ Мне, как руководителю проекта, поневоле приходится взаимодействовать со специалистами, которые окончили те или иные вузы. Могу с ответственностью заявить: выпускники Сызранского филиала СамГТУ ничем не уступают как своим коллегам с дипломами столичных университетов, так и иностранным специалистам. У них – большой опыт практической работы с оборудованием и людьми. При этом они – в самом расцвете сил.

…Как уже говорилось, сложным международным гидроэнергетическим проектом «Тоачи Пилатон» руководит Вячеслав Зайцев. А когда-то он был простым студентом базовой кафедры «Технология машиностроения» при АО «ТЯЖМАШ».

 

Василий Янин: «Для меня Политех стал школой жизни»

 YaninРовно сорок лет назад, летом 1979 года, в Сызранском филиале СамГТУ (тогда – КПтИ) состоялся выпуск, наряду с другими, одной из групп инженеров-механиков. Казалось бы, событие это - вполне заурядное, если только не знать, что в числе выпускников был Василий Григорьевич Янин. Который потом стал мэром города, кого не раз избирали депутатом Самарской Губернской Думы, кто имеет звание «Почётный доктор Самарского государственного технического университета». Воспользовавшись поводом, мы записали интервью со столь известным выпускником Сызранского Политеха.

- Василий Григорьевич, у каждого из нас – свой путь, который привел его на студенческую скамью. А как это было в Вашем случае?

- Вы знаете, на момент окончания института, как мы тогда называли наш Политех, мне было 28 лет. К тому времени я уже был женат, у нас с Ириной Васильевной было двое детей. Так случилось в моей жизни, что после восьмого класса я поступил в ГПТУ № 17, получил там рабочую профессию слесаря по ремонту автомобилей, перед армией успел поработать на автокомбинате, отслужил срочную службу, потом устроился на завод «Сызраньсельмаш» слесарем-сборщиком.

Там-то я поставил перед собой цель: «Надо идти дальше!» И я пошел учиться - поступил в Сызранский Политех на механический факультет, причем - именно на дневную форму обучения. Я отдавал себе отчет: только на «очке» можно получить необходимые знания, узнать все тонкости технологии машиностроения. Это был осознанный шаг с моей стороны.

Однако, поскольку с момента окончания школы прошло довольно много времени, я поступил на рабфак. Или, как тогда говорили, - нулевой курс. Так что я учился в вузе не пять, а шесть лет! Что интересно: все эти годы родной завод «Сызраньсельмаш» платил мне повышенную стипендию. Но с условием, что, получив диплом, я вернусь на предприятие. Вот такая форма сотрудничества вуза и работодателей была в то время.

- Вы упомянули, что у Вас уже была семья. Однако на 45 рублей стипендии прожить тогда было трудно…

- О, вопрос «Где взять денег?» для меня всегда стоял на втором месте после учебы! Поэтому мы с однокурсниками постоянно подрабатывали. Все наши предприятия, занимавшиеся переработкой зерна, - мельницу, крупзавод, элеватор – я знал лучше, чем иные руководители. Потому что постоянно занимались там выгрузкой-погрузкой. Летом как бывало: отработаешь практику на заводе до 16 часов, к шести вечера бежишь на мельницу разгружать пульманы, а утром – опять на завод. Когда спали? Молодыми были…

А потом еще интереснее история приключилась. На IV курсе, как был после занятий – в костюме, при галстуке, с портфелем, пришел к начальнику ЖЭУ № 4. Им руководила Любовь Фёдоровна Дибинская. Говорю ей:

- Хочу у вас дворником поработать. Только у меня есть одна небольшая проблема – мне жить негде.

Она еще посмотрела так на меня, мол, вроде прилично одетый молодой человек… В общем, дала она нам коммунальный дом на улице Ульяновской. Там был большой зал, спальня, кухня. Посмотрели мы на все это, и я сказал: «Ничего, будем жить здесь! Зато отдельно от родителей».

Я вставал в пять утра, убирал свой участок, потом быстро делал дела по дому, топил печку и к 08:30 – в институт на занятия. Мы в этом доме прожили три года. Вот такая у нас с супругой была студенческая жизнь…

- Интересно, а сейчас, спустя 40 лет, тему своего диплома вспомните? Кто у Вас был научным руководителем дипломного проекта?

- Когда я учился в филиале, его директором был Григорий Львович Майорский, деканом механического факультета – Юрий Борисович Горячкин, а кафедрой «Технология машиностроения» заведовал Дмитрий Васильевич Варнаков. У него я и защищал свой дипломный проект. Он был посвящен одному из узлов кормоизмельчителя «Волгарь», который производился на заводе «Сызраньсельмаш».

Я благодарен Политеху, который дал мне многое и в плане образования, и в плане воспитания. Я понимал: из нас готовят не только специалистов, но и руководителей, умеющих принимать решение и брать ответственность на себя. Всё, что я хотел получить от вуза, я получил в полной мере. Это была хорошая школа жизни.

- Вы являетесь Почётным доктором СамГТУ. Раскройте секрет, за что Вам присвоили это звание?

- В том числе и за то, что в 90-е годы сделал все возможное, чтобы сохранить филиал СамГТУ в Сызрани, а на тот момент он был единственным вузом в городе.

В середине 90-х проводилась очередная аттестация нашего института. Прошла информация, что в министерстве образования его хотят закрыть. Я тогда был мэром, пригласил к себе Николая Васильевича Велина:

- Что делать-то будем? Или войдем в историю, и потомки будут говорить, что при Янине с Велиным закрыли институт?

- У нас не хватает площадей до норматива…

А в то время здание бывшего нефтяного техникума уже пустовало. Еду к министру нефтяной и химической промышленности, объясняю ему, мол, здание – на балансе вашего ведомства, при этом - простаивает. Так и отдали его нам под муниципальные нужды. Выделили средства из бюджета, загнали туда несколько бригад строителей, работали день и ночь, но к приезду комиссии успели. Главное, мы сохранили филиал. А уж звание потом присвоили…

- Василий Григорьевич, если бы вдруг Вам пришлось снова поступать в вуз, выбрали бы Политех?

- Безусловно! И если кто-то из абитуриентов сомневается в своем выборе, я советую идти на механиков, по профилю «Технология машиностроения». Механики нужны всегда и везде!

См. интервью с В. Яниным в честь 70-летия филиала СамГТУ (Youtube)...

 

BitkinaКак попасть из Сызрани в Британию?

 Где только не встретишь выпускников Сызранского филиала СамГТУ! Кроме Сызрани и Самары, они работают в Москве и Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Тюмени, Ульяновске и Перми, во многих других городах и весях нашей страны. Есть и такие, кто, преодолев все трудности и преграды, сейчас живет и трудится за рубежом. Например, в Великобритании, как Елена Биткина.

 Наша справка. Биткина Елена Владимировна. Выпускница механического факультета Сф СамГТУ 2002 года, обладательница диплома с отличием. Сразу после окончания Сызранского Политеха получила приглашение остаться на кафедре «Техническая механика» в качестве преподавателя, где и проработала свыше 10 лет. Параллельно педагогической деятельности окончила аспирантуру СамГТУ по специальности «Механика деформируемого твердого тела» и защитила кандидатскую диссертацию, которая была связана с исследованиями композитных материалов. Осенью 2012 года получила приглашение на работу в Уорвикском университете (Великобритания) в качестве научного сотрудника в проекте по созданию легковесного автомобиля из композитных материалов для компании «Ягуар Ленд Ровер». Технологии, разработанные в ходе данного проекта, были затем использованы при создании полномасштабного прототипа для проведения испытательных тестов.

 В один из своих приездов на малую родину мы встретились с Еленой Владимировной, и она любезно ответила на несколько наших вопросов.

‑ Чем был обусловлен выбор Вами учебного заведения для получения высшего образования?

‑ На мой взгляд, количество детей, которые на момент окончания школы твердо уверены в выборе будущей профессии или у которых имеются четко выраженные таланты, не так велико, как хотелось бы. И я не была исключением из этого правила. У меня не было каких-то особых спортивных, музыкальных или художественных дарований. Все школьные предметы мне давались в одинаковой степени легко. Поэтому я просто последовала совету моих родителей и поступила в филиал СамГТУ. О чем потом ни разу не пожалела. Мои папа с мамой нашли правильные слова и убедили остаться меня в Сызрани. Так что училась я в родном городе, была избавлена от огромного числа бытовых проблем. Это позволило мне уделять время моей главной цели – учебе и научной работе. Что впоследствии принесло определенные плоды.

‑ Если не секрет, что Вам из студенческих лет запомнилось больше всего?

‑ Может быть, я кого-то и разочарую, но я в основном занималась учебой и научной работой. Ни культурно-массовая деятельность, ни спорт на тот момент меня не интересовали. Уже на II курсе я поставила перед собой цель – поступить в аспирантуру и защитить диссертацию. Поэтому самые главные воспоминания связаны с участием в первой для меня конференцией. Это была Всероссийская студенческая научная конференция, а проходила она в Самаре в 1998 году. Могу сказать, что это событие произвело на меня сильное впечатление. Эта конференция стала отправной точкой в моей дальнейшей карьере и оказала большое влияние на мою судьбу.

‑ Можно ли сказать, что именно тогда Вы почувствовали вкус научной деятельности?

‑ Да, наверное, можно и так сказать. Конечно, когда ты начинаешь заниматься наукой, не всегда все бывает гладко, есть определенные трудности. Но когда ты получаешь первые плоды от своей научной деятельности, то вот тут-то и появляется какой-то азарт.

‑ А кто из преподавателей филиала Вам запомнился больше всего?

‑ Все преподаватели филиала оказали на нас, студентов, огромное влияние как на будущих специалистов. И, наверное, будет правильным сказать слова благодарности таким нашим наставникам, как Рафаил Иосифович Бляхман, Виктор Терентьевич Горбунов, Владимир Григорьевич Пидодня, Владимир Васильевич Соломин, Иван Васильевич Халякин, Леонид Фёдорович Родионов, Геннадий Степанович Железнов и многим, многим другим. Любимыми же моими предметами были математика и сопротивление материалов.

‑ Если честно: пригодились ли Вам знания, полученные в стенах Сызранского Политеха?

‑ Мой проект в Уорвикском университете был связан с композиционными материалами, что оказалось очень близко к теме моей диссертации. Соответственно, я не смогла бы защитить диссертацию, если бы не получила той базы, которую дал мне Сызранский филиал СамГТУ. Поэтому мой ответ: да, пригодились. Сызранский Политех может дать студенту очень много. А вот возьмет ли он эти знания или нет – это уже другой вопрос.

‑ Трудно ли человеку с дипломом российского вуза пробиться за рубежом?

‑ Буду говорить только за Великобританию, ибо законодательство других стран в этом плане я не знаю. Лично мне подтверждать свой диплом не пришлось. На мой взгляд, хорошую работу найти трудно в любой стране. За рубежом эта ситуация усугубляется огромной конкуренцией. Если говорить об английском работодателе, то он должен доказать властям, что он не нашел нужного кандидата ни среди местного населения, ни среди претендентов на эту работу из Евросоюза. Только после этого у гражданина России есть шанс получить предложение о работе. Для получения рабочей визы работодатель должен еще и заплатить государству разовый сбор. Кроме того, при заполнении анкеты от вас потребуют сертификат о знании английского языка на определенном уровне. Словом, найти хорошую работу за рубежом – это непростая задача.

Возникают вопросы и по интеграции в местное сообщество. Даже если вы будете менять работу в пределах одного города, то вовсе необязательно, что вы вольетесь в новый коллектив. Добавьте к этому адаптацию языковую и ментальную – следует принять правила другого общества, приспособиться к новым требованиям и условиям.

‑ На Ваш взгляд, есть ли разница между академической средой в России и за рубежом?

‑ Да, различия есть. Если рассматривать этот вопрос на примере Уорвикского университета, то там доценты и профессоры в основном занимаются тем, что ищут гранты и финансируемые проекты в союзе с индустриальными партнерами. И потом они лишь курируют эти проекты, при этом они глубоко не вдаются в детали. Зато для них крайне важны публикации в научных журналах по результатам исследований и реализации проектов. Конечно же, они еще и преподают. А вот непосредственно исследованиями занимаются научные сотрудники и лаборанты. Административным же сопровождением занимаются менеджеры проектов.

Основное отличие российской и зарубежной науки заключается в том, что там работа ученых и промышленных предприятий неразрывно связана между собой. Как мне кажется, российская наука – она более фундаментальная, а за рубежом – прикладная.

‑ После проекта «Ягуар Ленд Ровер» чем Вы сейчас занимаетесь?

‑ На данный момент в Уорвикском университете я не работаю. В связи с повышением моего мужа по службе мы сменили место жительства. Сейчас развиваем семейный бизнес-проект. Подробности раскрывать не буду, есть же русская пословица «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Могу лишь сказать, что этот проект связан с консалтингом.

‑ А вернуться за преподавательскую кафедру не хотите?

‑ Пусть это прозвучит банально, но мы не знаем, что нас ждет впереди. Поэтому все возможно…

‑ На Родину не тянет?

‑ Конечно же, тянет! У меня же здесь ‑ родители!

 

Сергей Прокофьев: «Профессор Велин был для нас непререкаемым авторитетом»

ProkofyevСергей Владимирович Прокофьев – выпускник электротехнического факультета Сызранского филиала СамГТУ (выпуск 1994 года). Как и многие студенты в то время, он совмещал учебу в вузе с работой: на различных местных предприятиях был и инженером по маркетингу, и финансовым директором. Будучи на студенческой скамье, принимал участие в нескольких бизнес-проектах, в том числе – связанных с информационными технологиями. В 2000 году пришел в Сызранский филиал Самарского центра стандартизации и метрологии. До сего дня возглавляет это учреждение.

В июне 2017 года, после того, как предыдущий спикер городской Думы досрочно сложил с себя полномочия, единогласно был избран председателем местного парламента VI созыва. 3 октября 2018-го большинством голосов депутаты уже VII созыва избрали Сергея Прокофьева председателем Сызранской городской Думы.

Отец пятерых детей. Среди увлечений – музицирование, чтение серьезной исторической литературы, но больше всего – спорт!

Несмотря на дефицит времени, Сергей Владимирович согласился ответить  на несколько наших вопросов о том, почему он поступил именно в Сызранский Политех, и что ему запомнилось из его студенческих лет.

- Сергей Владимирович, если не секрет, чем был обусловлен выбор вами учебного заведения для получения высшего образования?

- Моими любимыми предметами были история и физика. Интерес к науке Ампера и Фарадея мне привил наш школьный учитель физики Геннадий Васильевич Клычков. Правда, я не сразу понял, что у меня есть математические способности. До понимания этого факта я дошел потом, когда увлекся решением интеллектуальных задач.

Однако еще в школе я серьезно увлекался спортом, конкретно – контактными единоборствами. Поэтому в старших классах мне поступило несколько предложений от силовых ведомств поступить в их профильные вузы. Так что мог бы учиться в Самаре или Москве.

Тем не менее, я подал документы на электротехнический факультет Сызранского филиала СамГТУ. Это был мой осознанный и самостоятельный выбор! Я – патриот Сызрани, поэтому и решил учиться здесь, в своем городе. И дети мои тоже учатся здесь.

Дело в том, что из бесед с моим отцом Владимиром Петровичем, а он является для меня непререкаемым авторитетом, я пришел к мысли, что мое базовое образование должно быть именно техническим, а уж потом – все остальное. Так, кстати, и произошло: через несколько лет я получил второе высшее образование, уже экономическое.

Знаете, я ни разу не пожалел, что тогда поступил в Сызранский Политех. Вуз воспитал во мне привычку к системному решению производственных, управленческих, иных задач.

- Вы учились в вузе в очень интересное и, как это мы понимаем сейчас, драматичное время. Какие события тех лет Вам запомнились больше всего?

- С одной стороны, первые два курса мы существовали как будто в Советском Союзе. Например, ездили «на картошку», играли в КВН, выступали агитбригадой. С другой стороны, наш студенческий профком устроил однажды настоящую забастовку. Мы протестовали против того, что в нашем филиале нет собственной столовой. Кстати, я тогда искал себя и входил в состав того профкома. Правда, потом целиком погрузился в спорт…

Студенческие годы запомнились еще и тем, что приходилось совмещать учебу с работой в коммерческих структурах и спортом. Тогда я уже был инструктором по контактным единоборствам, в частности – каратэ, три раза в неделю сам проводил тренировки. Для этих целей спортивный зал Сф СамГТУ оказался очень удобным. Здесь мы организовывали и соревнования, и аттестации. Работа тренером приносила тогда и деньги, и удовольствие.

- А кто из преподавателей произвел на Вас самое большое впечатление?

- В годы нашей учебы в Сызранском филиале СамГТУ здесь была целая плеяда замечательных преподавателей, которые четко понимали, есть ли у тебя желание познавать что-то новое или нет. Если оно было, то они начинали с тобой усиленно заниматься.

Они, наши преподаватели, были настоящими бессребрениками, работали с тобой не только для того, чтобы ты ему ответил билет, и он поставил бы тебе в зачетную книжку «удовл.», а чтобы у тебя были знания. На самом деле, это был самый человеческий подход к работе с молодежью.

Таким был, например, Николай Ефимович Голубков. Он вел у нас ТОЭ. Человек старой закалки, фронтовик, награжденный медалями и орденами, человек с несгибаемой волей, у него на занятиях была железная дисциплина.

С большим уважением отношусь к Владимиру Ивановичу Будину, пусть у меня и были с ним проблемы по учебе, а он считал нас балбесами. Он никогда не поставит положительную оценку, пока не поймет, что у студента есть знания по его предмету.

С благодарностью вспоминаю и Абрама Моисеевича Микенберга, и Виктора Терентьевича Горбунова. Это были не просто преподаватели – настоящие наставники.

Но самое сильное впечатление на меня, тогда молодого человека, произвел Николай Васильевич Велин. Настоящий профессор! Он был из плеяды преподавателей той, еще советской школы. Он служил для нас образцом в общении, образцом в решении тех или иных задач. И был для нас, молодежи, непререкаемым авторитетом!

…А знаете, что меня еще связывает с Сызранским филиалом СамГТУ? Признаться, я был отнюдь не самым лучшим студентом. К примеру, у меня поначалу не все хорошо складывалось с высшей математикой. И как-то раз я нашел на чердаке нашего дома учебники по «вышке», начертательной геометрии, сопромату.

Спросил тогда отца: «А откуда эти учебники?» На что он ответил: «Так твой дед - Пётр Васильевич Прокофьев - во время войны работал конструктором на авиационном заводе, а потом преподавал в учебных заведениях Сызрани, в том числе – в Политехе». Это стало для меня настоящим открытием!

Текст: Илюшин А. К.

Фото: Горлов А. В.

Политех – кузница кадров и для депутатского корпуса

Duma1Третьего октября, состоялось первое заседание Думы г. о. Сызрань VII созыва. На нем были избраны председатель этого органа местного самоуправления, которым вновь стал Сергей Прокофьев, а также вице-спикер, кресло которого занял Сергей Серпер.

И вот что примечательно: из 30 депутатов Думы г. о. Сызрань, выбранных в ходе голосования 12 сентября, семь являются выпускниками Политеха!

Итак, спикер Думы Сергей Прокофьев – выпускник СамГТУ 1994 года по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий». Сейчас Сергей Владимирович возглавляет не только Думу, но и Сызранский филиал Самарского центра стандартизации и метрологии.

Вице-спикер местной Думы Сергей Серпер с отличием окончил Сф СамГТУ в 1999 году по специальности «Экономика и управление на предприятиях энергетики». Сейчас Сергей Александрович является генеральным директором АО «Сызраньгрузавто». Кроме того, у него – ученая степень кандидата экономических наук.

Алексей Балмасов покинул стены Сызранского Политеха с заветным дипломом о высшем образовании в 2001 году. Ныне Алексей Петрович – заместитель председателя правления ООО «Земский банк». Периодически заглядывает в свою «альма матер».

Светлана Кожевникова возглавляет одну из кафедр Сызранского филиала СГЭУ. Однако свое первое высшее образование Светлана Александровна получила в стенах Сызранского филиала СамГТУ, который она окончила в 2004 году.

Хорошо всем известная Ирина Мингалишева тоже когда-то была студенткой Сызранского Политеха, училась на инженерно-экономическом факультете. Ирина Александровна – выпускница 2012 года. Руководит муниципальным бюджетным учреждением «Культурно-досуговый центр».

В Политехе училась и Екатерина Вячеславовна Зуева. Она окончила наш вуз в 2007 году по специальности «Профессиональное обучение».

Наконец, еще один депутат Думы г. о. Сызрань – Светлана Тоишева – также была студенткой Политеха. Диплом она получила в теперь уже далеком 1977 году. Сейчас Светлана Васильевна – на заслуженном отдыхе.

Да и Виктор Адамов, хоть и окончил в свое время истфак госуниверситета, но имеет отношение к нашему вузу. Виктор Васильевич преподавал на кафедре гуманитарных наук Сф СамГТУ.

Так что Сызранский Политех является кузницей кадров не только для промышленности, энергетики, бизнеса и банковского сектора, но и для депутатского корпуса.

Автор: А.К.Илюшин

 

Sharkaev materЕсть такое крылатое выражение: «Где родился, там и пригодился». И оно в полной мере относится к Наилю Фаритовичу Шаркаеву. Этот человек после успешного окончания Сызранского филиала СамГТУ вернулся на свою малую родину, где и сумел добиться успеха на профессиональном поприще: с должности простого инженера он вырос до первого руководителя такого известного предприятия, как ООО «Кошелёвский Посад».

Детство Наиля Шаркаева было самым обычным. Учился, причем – очень даже неплохо, в Кошелёвской средней школе, гонял с поселковыми пацанами на речку, играл в футбол-волейбол. В выпускном одиннадцатом классе мечтал поступить либо в столичный вуз, либо в самарский аэрокосмический.

Однако родители твердо сказали: «Идешь либо в военное училище, либо в Сызранский Политех». Наиль, тогда еще совсем молодой, сам себе честно сказал: «Нет, всё-таки армия – это не моё». В итоге он в 2003 году благополучно поступил на инженерно-экономический факультет Сызранского филиала СамГТУ.

Может быть, для кого-то пять лет на студенческой скамье и тянулись бесконечной конвейерной лентой. Но не для Наиля Шаркаева! Про годы учебы в Сызранском Политехе он говорит так:

- Для меня это было самое замечательное, интересное и веселое время. Учиться мне было не так уж и трудно, хотя, конечно же, как всякому студенту, приходилось и курсовые писать, и к экзаменам готовиться. В свободное время подрабатывал слесарем по наладке оборудования в бывшем совхозе.

Как сейчас признается Наиль Фаритович, он до сих пор вспоминает занятия, которые на их «потоке» вели Игорь Андреевич Ясеницкий, Виктор Сергеевич Третьяков, Олег Александрович Черных, Сергей Михайлович Груздев, Маргарита Владимировна Горшенина, Валентин Павлович Сухинин…

А с именем Сергея Александровича Сингеева у Наиля Фаритовича вообще связана одна история. Вот как он ее излагает сам:

- Были такие моменты, когда девушки из нашей группы, а их было большинство, говорили: «Да зачем нам предметы, связанные с инженерией, все эти машиностроение, графика… Нам надо знать бухучет, наше дело – деньги считать!» Но пришел Сингеев и сказал: «Экономист должен знать всё!» Лично мне этот принцип потом очень сильно пригодился в жизни.

Еще один интересный факт: руководителем дипломного проекта у тогда еще студента Наиля Шаркаева была нынешний директор филиала СамГТУ, д. э. н. Ольга Владимировна Карсунцева.

В 2008 году Наиль Фаритович получил диплом Сф СамГТУ. И устроился работать у себя в родном поселке в ООО «Кошелёвский Посад» простым инженером по эксплуатации холодильного оборудования, затем стал начальником отдела мелиорации. Первым его проектом стало внедрение технологии капельного орошения садов. Что позволило предприятию снизить затраты на полив традиционным способом и не зависеть от капризов погоды. По словам Наиля Фаритовича, он полностью проработал и внедрил этот проект – от презентации во время защиты перед руководством до получения первой прибыли, включая и экономическое обоснование, и инженерную составляющую.

На предприятии заметили молодого, умного и перспективного специалиста. И карьера Наиля Фаритовича пошла вверх. Был он и главным инженером, и заместителем директора по производству.

В настоящее время Наиль Фаритович – генеральный директор ООО «Кошелёвский Посад». Под его началом – трудовой коллектив численностью от 200 до 500 человек, свыше 100 единиц техники, 7,2 тыс. гектаров полей, 1200 гектаров садов. И на какой бы должности он ни находился, везде ему приходилось решать вопросы, связанные  и с кадрами, и с техникой, и с технологией, и со сбытом продукции.

За эти годы Наиль Фаритович успел реализовать на предприятии, кроме внедрения капельного орошения, несколько перспективных проектов – оснащение транспорта модулями ГЛОНАСС для контроля, строительства и реконструкции объектов на территории предприятия, внедрения технологии интенсивного садоводства (так называемой «плодовой стены»), а также запуск собственного производства комплектующих для садовых шпалер.

Так что в реальной жизни Наилю Фаритовичу очень пригодились те знания, которые он получал в стенах Сызрансокго Политеха – и экономической теории, и производственного менеджмента, и маркетинга.

Автор: А.К. Илюшин

Созидатель Ермилин

 Ermilin materЭто удивительно, но рядом с нами живут и здравствуют такие люди, в судьбе которых, словно в зеркале, отразились основные вехи советского и последовавшего за ним периодов истории нашей страны. Они – наши современники, они – наши земляки, знакомые, соседи… Изучаешь их биографию и понимаешь, что они были не только свидетелями по-настоящему эпохальных событий. Зачастую они и делали эту самую историю новейшего времени! Надо лишь посмотреть на их жизнь под нетривиальным углом. Одна из таких неординарных личностей, живущих с нами в одном городе, ‑ Андрей Викторович Ермилин.

Его папа – Виктор Семёнович – был в числе основателей «второго Баку» и одним из первых директоров Сызранского нефтепромысла. Казалось бы, тогда еще юному Андрею – прямая дорога в какой-нибудь престижный московский вуз. Или мог бы устроиться где-то в «нефтянке». Но – нет, Ермилин-младший после седьмого класса школы № 1, которая ныне – лицей, взял и поступил в Сызранский машиностроительный техникум на специальность «Обработка металлов резанием», эту кузницу кадров для флагмана тяжелой индустрии (как газетчики именовали тогда «Тяжмаш»).

На самом деле, это было весьма характерно для того времени, когда отпрыски руководителей не прятались за родительские спины и не занимали «теплые места» благодаря родственным связям. Нет, сами пробивались в жизни, набивали шишки. Но при этом обретали бесценный опыт.

Уже в 17 лет, будучи на четвертом курсе СМТ, Андрей Ермилин, образно выражаясь, начал свою трудовую биографию. И долгий путь по карьерной лестнице он начал с самой простой должности – подручного карусельщика на заводе «Тяжмаш». В 1965 году он завершает обучение в техникуме, получает заветный диплом, а через две недели уже маршировал на плаце в одной из войсковых частей при знаменитом космодроме «Байконур». О тех трех годах «в сапогах» Андрей Викторович вспоминает так:

‑ Служил я на кинотеодолитной станции. До стартового стола было всего 2,6 километра. Обслуживали весь полигон, без нас не проходил ни один старт. Пуски космических, боевых ракет, спутников-шпионов – всё происходило на наших глазах. В общем-то, мы снимали на пленку активные участки ракет. Работы было много, пуски производились через день. Горжусь тем, что был свидетелем самых первых стартов нашей ракеты-носителя «Протон».

Отдав священный долг Родине, Андрей Ермилин вернулся на «Тяжмаш». Трудился диспетчером по металлу в цехе № 1, и механиком кузницы, и заместителем начальника инструментального, а затем ‑ 17-го цехов, пять лет возглавлял седьмой цех, потом стал заместителем главного инженера всего предприятия. Словом, значительная часть его жизни оказалась связанной именно с этим заводом.

Параллельно Андрей Викторович учился. Сразу после срочной службы поступил на только-только открывшийся тогда рабфак местного филиала Куйбышевского политехнического института. А так как к тому времени молодой человек уже обзавелся семьей, то свое образование он продолжил на вечернем отделении Сызранского Политеха. Заметим, что это тоже была примета того времени: молодые парни стремились жениться сразу после армии, шли работать и, одновременно, ‑ учиться. И всё успевали!

На снимке хорошо видно, что Андрей Викторович находится в музее Сф СамГТУ. Глядя на черно-белые фотографии, Ермилин восклицает:

‑ Вот у них у всех я и учился! Это были Люди!

Тогда, в первой половине 70-х годов, деканом механического факультета был Юрий Горячкин, а заведующий выпускающей кафедры ‑ Дмитрий Варнаков. Из той когорты преподавателей ныне в Сызранском Политехе продолжают работать профессор Геннадий Степанович Железнов и хранитель вузовских традиций доцент Леонид Фёдорович Родионов. Последний, заметим, в то время был завлабом... Так что Андрей Викторович Ермилин ‑ выпускник нашего технического университета.

Про свою дальнейшую трудовую биографию Андрей Викторович рассказывает так:

‑ Я всю жизнь проработал на «Тяжмаше», и хорошо там работал. Однако в 1985 году меня решили назначить директором завода «Сызраньсельмаш». Признаться, очень не хотел идти туда первым руководителем. Не знал ни номенклатуры, ни особенностей крупносерийного производства. Да и на самом предприятии я был всего лишь раз на экскурсии во время учебы в техникуме. Но партия сказала: «Надо!» Делать нечего ‑ прибыл в Москву. Тогда завод «Сызраньсельмаш» входил в состав министерства промышленности для животноводства и кормопроизводства. А министром был Константин Никитич Беляк ‑ умнейший человек, Герой социалистического труда, во время Великой Отечественной войны возглавлявший Куйбышевский авиационный завод, выпускавший знаменитые штурмовики «ИЛ-2». Я ему попытался изложить свои аргументы, мол, дайте хотя бы неделю завод осмотреть. На что министр подошел ко мне, приобнял за плечи и сказал: «Насмотришься еще на него, сынок». Так я и стал генеральным директором «Сызраньсельмаша».

Необходимое пояснение. Дело в том, что наш «Сельмаш» когда-то был не просто машиностроительным предприятием, а экспериментальным заводом. Именно в Сызрани находилось головное специализированное конструкторское бюро. Именно в Сызрани были разработаны и произведены первые самоходные зерноуборочные комбайны. Именно в Сызрани конструкторы придумывали новые машины для сельского хозяйства, отрабатывали технологию их производства, а затем техническую документацию передавали на другие предприятия. Вы не поверите, но именно Сызрань дала жизнь «Ростсельмашу», «Гомельсельмашу» и «Фрунзесельмашу». Здесь, впрочем, как и на «Тяжмаше», была собственная конструкторская школа. Понятно, что в те времена достойные инженерные кадры собирали отовсюду. И в том числе на «Сельмаше» трудилось огромное количество выпускников Сызранского Политеха».

‑ Когда я пришел на «Сельмаш», ‑ делится своими воспоминаниями Андрей Викторович Ермилин, ‑ здесь было несколько проблем. Одна из них заключалась в том, что вокруг предприятия стояло невообразимое количество недоукомплектованной техники. Копнители стояли даже по берегам Волги. И по показателям наше предприятие из 125 заводов министерства находилось в десятке снизу! Пришлось принимать меры и организационного, и дисциплинарного характера. Вынужден был заменить много народу, например, из двадцати начальников цехов из прежнего состава остался всего один. Зато пришли молодые ребята, которые хотели работать!

В итоге, через пару лет, завод «Сызраньсельмаш» под руководством Андрея Викторовича Ермилина вернулся к норме отгрузки готовой продукции заказчикам в 40 железнодорожных платформ каждые сутки. Сейчас такие объемы отгрузки кажутся фантастическими, но это ‑ факт. И в итоге сызранцы завоевали переходящее Красное знамя и стали лучшим предприятием по своему министерству.

...Три с половиной года Андрей Викторович Ермилин отдал «Сызраньсельмашу». Может быть, и дальше бы он возглавлял этот завод. Однако вмешалась высокая политика: в стране полным ходом грянула клятая Перестройка. Тут же рухнули налаженные связи с партнерами, началась чехарда с преобразованиями министерств в столице… И Ермилин подал заявление об уходе.

Потом, в 90-е годы, было производственное объединение «Пластик», где он стал трудиться заместителем главного инженера по оборудованию. Как сам говорит Андрей Викторович, «школа «Тяжмаша» дала мне возможность работать там свободно ‑ правильно формулировать задачи нужным людям и спрашивать с них». Восстановил работу электрокарного участка, а затем привел в порядок гальванику.

Через два года Андрея Викторовича позвали стать руководителем Сызранского отделением Калиниградского филиала «Всемирной лаборатории». И он стал курировать проект «РТФ-49» (предполагалось, что он должен был стать аналогом глобальной системы позиционирования). Успел заложить огромный фундамент на территории «Тяжмаша» для производства антенн и даже изготовить одну из них. Но на дворе бушевали 90-е годы, поэтому идея «Всемирной лаборатории» накрылась медным тазом.

Но и на этот раз Ермилин не успокоился. Решил организовать производство экологически чистого утеплителя из базальта. Добыл техническую документацию, договорился с администрацией сажевого завода, и ему под этот проект отдали недостроенный цех, который он довел до ума. Но цены на платину, из которой должны были сделать фильеры, подскочили в 40 раз, и проект оказался экономически невыгодным.

И вот, наконец, в 1998 году Ермилина приглашают стать директором ЗАО «Кардан». История этого предприятия, в общем-то, самая простая. АвтоВАЗ начал развивать сеть альтернативных производителей автокомпонентов, а у «Тяжмаша» на тот момент пустовал один из производственных корпусов. Про эти времена Андрей Викторович рассказывает следующим образом:

‑ Организовали выпуск продукции для Тольятти. Конечно, поначалу тяжеловато было. Работы было очень много. Людей подбирал лично. В том числе, сам ходил на защиту дипломных проектов в Сызранский Политех, беседовал с выпускниками, прислушивался к рекомендациям преподавателей. В итоге мы ни разу не сорвали поставок на конвейер, были у АвтоВАЗа на хорошем счету, и у нас была мизерная отсрочка по платежам.

...Сейчас Андрей Викторович Ермилин ‑ на заслуженном отдыхе. Встречается с коллегами по директорскому корпусу, внимательно следит за успехами своей внучки ‑ студентки Самарского университета. А молодому поколению он говорит:

‑ Нашей стране нужны умные, грамотные и преданные люди, думающие о Родине, работающие на ее благо. Это было моим кредо. И сейчас мне не стыдно ни за один день моей трудовой жизни!

Максим Ванёков: «Мы практиковались на реальных производственных задачах»

 Vanyokov materДумал ли простой абитуриент Максим Ванёков, поступая на электротехнический факультет Сызранского Политеха, что по прошествии нескольких лет он станет одним из руководителей огромного предприятия, от решений которого будет зависеть эффективная работа многих подразделений компании и выполнение в срок сложных производственных задач? И что потом, когда этого потребует дело, поступит в аспирантуру головного вуза и станет изучать машинный интеллект? Скорее всего ‑ нет.

Он был самым обычным парнем, как многие сверстники, увлекался компьютерами и всем, что с ними связано. И, вероятно, на ЭТФ пошел учиться как раз по той причине, что специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» в огромной степени связана с информационными технологиями.

Ну и что же из этого получилось? Рассказывает директор по информационным технологиям АО «ТЯЖМАШ» Максим Вячеславович Ванёков:

‑ В Сызранский филиал СамГТУ я поступил в 2001 году. А уже в 2003 году устроился на завод в отдел информационных технологий техником-программистом. Занимался автоматизацией различных производственных задач, в основном ‑ различных видов учета. Времени на это уходило много: до обеда мы учились, а где-то с 13-ти до 18-19 часов трудились на предприятии. «Мы» ‑ это экспериментальная группа студентов, которая уже со второго курса поступила в АО «ТЯЖМАШ» работать по совместительству. Нам подкидывали и подкидывали новые задачи, чтобы мы их решали уже имеющимися ресурсами. Фактически, мы без отрыва от учебы практиковались на более чем реальных задачах.

IT-сфера в принципе быстро развивается. Поэтому мое мнение таково: в вузе должны даваться базовые, фундаментальные знания по математике, физике, информатике (в плане работы алгоритмов), которые пригодятся специалисту вне зависимости от времени. Это нужно для того, чтобы человек потом сам мог определиться, в каком из направлений ему развиваться дальше. И на практике студенты должны решать конкретные производственные задачи, которые при этом могли бы стать еще и темой дипломного проекта.

Что я могу сказать о своих студенческих годах? Наравне с однокурсниками и в мероприятиях принимал участие, и столовую штурмовал... В КВН, правда, не участвовал, ибо уже не хватало времени.

Конечно, мне очень запомнился тогдашний декан электротехнического факультета Владимир Иванович Будин. На мой взгляд, он ‑ строгий, можно сказать, даже ‑ суровый, человек, но при этом ‑ справедливый. Несколько раз попадал к нему «на ковер». Он спрашивал:

‑ Почему у тебя такие-то и такие-то проблемы с учебой?

‑ Так работаю же. На «ТЯЖМАШЕ».

‑ Да? Работаешь? А какие задачи выполняешь?

И дальше он детально вникал в то, чем мы занимались на заводе. Это его живо интересовало. У него было понимание того, что мы на предприятии, выполняя не самые простые задачи, по сути, делаем то же самое, что наши однокурсники выполняли на практических занятиях в аудиториях. Только в условиях реального производства.

Считал, считаю и буду считать, что Сызранский Политех ‑ уникальный для нашего города вуз, где даются фундаментальные знания. При этом замечу, что выпускники Сф СамГТУ в решении прикладных задач ничем не уступают коллегам, окончившим другие вузы, например, тот же Аэрокос.

Более того! У меня в подчинении есть сотрудники, которые являются выпускниками Сызранского Политеха и которые работают в инжиниринговых офисах «ТЯЖМАША» по всему миру ‑ в Латинской Америке, в Европе. И могу сказать, что наши земляки работают на равных, а иногда ‑ и лучше, выпускников, например, технического университета Брно, а это ‑ один из лучших вузов в Европе.

Вообще, город Сызрань уникален в том плане, что на имеющееся число жителей здесь есть несколько крупных предприятий, которые выпускают реальную продукцию. И здесь есть поразительные возможности учиться без отрыва от производства. Это же здорово, когда молодой человек учится и при этом знает, что он сможет реализоваться в родном городе, что он будет востребован как специалист, что он станет получать хорошую зарплату. Пожалуй, это ‑ лучшая мотивация!

Ирина Мингалишева: «Такие вузы нужны Сызрани!»

Mingalish mater

Она молода, красива и успешна. В ее активе – титул шестикратной чемпионки страны, серебряного и бронзового призера мира по фитнес-аэробике, а также – звание кандидата в мастера спорта. В свои 27 лет она – и депутат Думы г. о. Сызрань, и председатель общественного молодежного парламента, а с весны этого года ‑ и директор муниципального бюджетного учреждения «Культурно-досуговый комплекс». При этом она успела получить два высших образования и продолжает учиться, на этот раз – в аспирантуре. Как вы уже поняли, речь идет об Ирине Мингалишевой. Однако для нас-то важнее (точнее – интереснее) всего, что Ирина Александровна ‑ еще и выпускник Сызранского филиала СамГТУ!

Что ж, дадим ей слово. Вот как она сама рассказывает о годах, проведенных на студенческой скамье в стенах Сызранского Политеха:

‑ В 2007 году я окончила лицей г. Сызрани. Выбор вуза для получения высшего образования для меня был очевиден: у меня мама работает экономистом, и два старших брата окончили инженерно-экономический факультет Сызранского Политеха. Хотя, надо заметить, у меня была возможность поступить и в Самарский педуниверситет, и в Российский университет физкультуры, спорта и туризма, куда нас брали за заслуги перед страной. Но я люблю Сызрань с самого детства, поэтому пошла дорогой, проторенной братьями…

Когда я поступила в Сызранский филиал СамГТУ, думала, что буду спокойно себе ходить на занятия. Просто к тому времени я очень сильно устала от автобусов, поездов и самолетов. И никаких глобальных целей на тот момент перед собой не ставила. Но постепенно меня стали привлекать к организации и проведению различных мероприятий. На той же «Студенческой весне», например, сначала сама танцевала, затем на вузовскую сцену вышел мой коллектив «Сапл креш». Нашей изюминкой стало выступление в неоне. Жюри «Студенческой весны» нас заметило, и мы принимали участие в самарском гала-концерте.

Кстати, именно в Сызранском Политехе моя жизнь вышла на новый уровень. При подготовке номеров для «Студенческой весны» во мне стало проявляться больше креатива. Это был просто другой подход, нежели в спорте с его четким набором отработанных упражнений. Здесь же я стала развивать творческую составляющую номеров, что-то придумывать, а это для меня на тот момент было нехарактерно.

Правда, не могу сказать, что у меня была очень уж бурная студенческая жизнь. Я, например, всеми руками и ногами отбрыкивалась и от летней, и от зимней учебы студактива. И исключительно из-за нехватки времени! Дело в том, что сразу после школы начала работать тренером. Поэтому после занятий в университете я ехала на Образцовскую Площадку, в школу № 39, где я тренировала девчонок, а затем – в ДК им. Макара Жукова, что в пос. Новокашпирский, там проводила еще одну тренировку, и только потом возвращалась домой и садилась за учебники и конспекты.

Хочу заметить, что на старших курсах, когда мы стали учиться во вторую смену, совмещать учебу и тренировочный процесс было очень тяжело, некоторые «пары» приходилось пропускать. Спасибо университетским преподавателям: они шли навстречу, относились к моим трудностям с пониманием.

А вообще, занятия в университете я посещала с удовольствием. Особенно мне нравились экономические дисциплины, и многие из них я сдавала «автоматом». Но было и такое, что не удавалось экзамен или зачет преодолеть с первого раза, и я ходила на пересдачу. Так что в Сызранском Политехе со студентов спрашивают да еще как спрашивают! В то время, когда я здесь училась, преподаватели были строгими, приходилось учить, учить и учить!

В этом отношении показателен пример наших занятий у Вячеслава Ивановича Логунова. По своей натуре я являюсь человеком скромным. Никогда не била себя в грудь, вот, мол, какая я, чемпионка и все такое. Поэтому сдавала Логунову все нормативы – и бег на дистанцию, и прыжки с места, и упражнения на пресс, и плавание, словом, все, что положено по учебной программе. Никаких поблажек не было!

С удовольствием ходила на занятия Ольги Владимировны Карсунцевой. Говорю это сейчас не потому, что она стала директором филиала СамГТУ, ‑ у нас с ней изначально сложились хорошие деловые отношения. Ольга Владимировна вела у нас такие предметы, как «Экономика предприятия» и «Экономическая оценка инвестиций».

Научным руководителем дипломного проекта у меня был Владимир Александрович Пантелеев, человек с огромным опытом. Тема диплома была посвящена установке алкилирования на Сызранском НПЗ. Тогда как раз происходил переход на евростандарты автомобильного топлива. И параллельно работе с детьми в зале, я разбиралась с электроснабжением этой самой установки ‑ с материалом и сечением проводов, их проводимостью. И мне это было интересно! Да, разобралась! Да, написала диплом! Да, сама! Защитилась на «хорошо». Значит, именно на такую оценку я его и написала. При этом замечу, что всегда могла подойти к вузовским преподавателям и что-то спросить. А они разъясняли, показывали, словом, помогали.

Те знания, которые я получила на инженерно-экономическом факультете Сф СамГТУ, мне очень пригодились в жизни, особенно – в новой должности, в том числе – для грамотного распределения времени, сил и ресурсов. При этом не будем забывать, что в Сызранском Политехе, помимо знаний, студенты получают бесценный опыт общения с людьми, то есть – успешных коммуникаций.

Сейчас, когда меня приглашают в филиал СамГТУ в качестве почетного гостя, я всегда с удовольствием и открытой душой прихожу в свою «альма матер». Дай Бог, чтобы Сызранский Политех и дальше работал в нашем городе. Такие высшие учебные заведения нужны Сызрани!

Интервью с Ириной Мингалишевой в честь 70-летия филиала СамГТУ (Youtube)...

Текст модального окна
Ссылки для локальных и внешних пользователей