Служба менеджмента качества
Признание СМК
Характеристика СМК
Источник: http://smk.samgtu.ru/node/1
Источник: http://smk.samgtu.ru/node/1
В целях качественного предоставления высшего профессионального образования в университете, по отношению к основным видам деятельности, применяется процессный подход. Его характеристикой служит планирование параметров и показателей процессов, обеспеченность ресурсами, осуществление мер для достижения запланированного, мониторинг и измерение процессов, анализ процессов на предмет результативности, как в осуществлении, так и управлении.
Функциональную основу СМК университета составляют 13 процессов.
1. Процесс «Управление персоналом». Цель процесса - обеспечение образовательной и научной деятельности персоналом необходимой компетентности. Результаты процесса и достижение цели оцениваются комплексным показателем U, определяемым в ходе рейтинга преподавателей.
2. Процесс «Прием студентов». Цель процесса - обеспечение поступления по востребованным на рынке инженерного труда специальностям и наиболее способных к освоению ГОСов ВПО абитуриентов. Процесс оценивается по величине конкурса К и величине проходного балла Б.
3. Процесс «Проектирование и разработка образовательных программ». Цель процесса состоит в своевременном обеспечении образовательной деятельности нормативной и методической документацией, регламентирующей учебный процесс. Процесс оценивается коэффициентом обеспеченности дисциплин Кд. Если Кд < 1, то это означает, что дисциплина не в полном объеме обеспечена обязательными элементами.
4. Процесс «Реализация основных образовательных программ». Цель процесса - формирование у студентов знаний, умений, навыков профессиональных и общекультурных компетенций согласно установленным требованиям ГОСов и учебных планов, при активном взаимодействии преподавательского состава и студентов университета. Процесс оценивается показателями:
QL качество знаний, выявляемое на промежуточной аттестации.
5. Процесс «Процесс трудоустройства выпускников». Его цель - обеспечение выпускников университета работой, соответствующей их профессиональному образованию. Процесс оценивается относительным числом трудоустроенных выпускников W.
6. Процесс «Управление производственной средой». Его цель состоит в создании условий для сотрудников и студентов, обеспечивающих максимальную эффективность образовательной, научно-исследовательской и других видов деятельности в университете.. Процесс оценивается показателями: Кн отражающий относительное число замечаний и несоответствий при профессиональной исполнительности в работе; Кз относительное число поощренных сотрудников при творческом отношении к работе.
7. Процесс "Управление учебно-исследовательским оборудованием". Цель процесса - обеспечение образовательной и научно-исследовательской деятельности необходимым оборудованием. Его показателями являются Коп-обеспеченность образовательных программ оборудованием; его средняя стоимость - Ксо и средний возраст применяемого оборудования Кво.
8. Процесс "Библиотечное и информационное обслуживание". Целью этого процесса является: обеспечение сотрудников и студентов необходимой информацией и документами в области образовательной и научно-исследовательской деятельности. Основным критерием процесса является степень удовлетворения заявок на получение информации; реальная обеспеченность учебной литературой - F; коэффициент обновляемости информационно-библиотечного фонда - Кф и процент учебных дисциплин с обеспеченностью учебно-методической литературой ниже нормативной - G.
9. Процесс "Маркетинг". Его цель - расширение потребительского спроса в предоставляемых университетом образовательных услугах и научно-технической продукции. Показатель востребованности образовательных услуг - Кв и годовой объем научно-исследовательской работы в денежном выражении - Wн
10. Процесс "Управление закупками". Цель - своевременное обеспечение образовательной и научно-исследовательской деятельности университета всеми видами МТС и услуг. Показатель - Е - эффективность закупок, отражающий степень реализации инициированных закупок и их стоимость по сравнению с запланированной.
11. Процесс "Воспитательная и внеучебная работа". Целью этого процесса является обеспечение условий для становления, развития и самореализации студента. Комплексный показатель Ковр- отражает обеспеченность нормативно-методической базой, персоналом, занимающимся ВР и активность студентов во внеучебной работе.
12. Процесс "Управление оценочными средствами для промежуточной аттестации студентов". Его целью является полное и своевременное обеспечение образовательной деятельности оценочными средствами для промежуточной аттестации. Показатель качества управления оценочными средствам мультипликативный критерий V, включающий в себя обеспеченность образовательной деятельности оценочными средствами; комплексность оценочных средств и фактическое применение ОС.
13. Процесс "Научные исследования и разработки". Цель - создание востребованной научно-технической продукции и расширение возможностей студентов и аспирантов в освоении образовательных программ через участие в НИР. Комплексный показатель L включает научную и учебно-методическую продукцию; патенты; компьютерные программы; выполненные НИР; защищенные диссертационные работы; проданные лицензии; разработки, удостоенные наград; награды по студенческим выполненным НИР; организацию конференций, студенческих олимпиад; заявки на участие в конкурсах.
Документация
В состав документов первого уровня входят:
- политика в области качества образовательной деятельности университета;
- направления деятельности в области качества;
- цели в области качества;
- руководство по качеству.
К документам, обеспечивающим методологическую, методическую и нормативную основу деятельности университета в установленных направлениях и параметрах относятся стандарты университета, документированные процедуры, методологические и рабочие инструкции, методические рекомендации.
Документы, обеспечивающие индивидуализированную деятельность подразделений университета в установленных направлениях и параметрах, образуют:
- положения о подразделениях;
- процедурно-регламентирующие положения;
- должностные инструкции;
- инструкции по деятельности;
- документация на образовательную деятельность (рабочие учебные планы, рабочие программы дисциплины, методическое обеспечение дисциплины, средства оценки качества освоения образовательных программ);
- планы работ кафедр и преподавателей;
- организационно-распорядительные документы.
Документы 4-ого уровня, подтверждающие осуществление деятельности в установленных направлениях и параметрах, включают в себя:
- документы, обусловленные требованиями СТП, ДП, МП, РИ;
- производственные документы подразделений;
- студенческие работы (ВКР, КПР, КР, КНР, Р, О);
- обязательные записи по качеству.
К документам базового уровня принадлежат:
- устав Университета;
- лицензионные документы;
- организационная структура системы менеджмента качества;
- внешние нормативные документы (законы и постановления РФ и областной администрации, приказы, распоряжения, рекомендации министерства образования и науки, ГОСТы).
СТО 2-5.3.1 Положения. Требования к построению, содержанию, оформлению и управлению;
СТО 2-5.3.2 Должностные инструкции. Требования к построению, содержанию, оформлению и управлению.
Рабочие инструкции:
МП 2-7.3 Проектирование и разработка образовательных программ;
МП 2-7.6 Управление оценочными средствами для промежуточной аттестации студентов;
Аудит
Приказы, распоряжения
Распоряжение о проведении внутреннего аудита кафедры "Электромеханика и промышленная автоматика"
Распоряжение о проведении внутреннего аудита кафедры "Экономика"
Распоряжение о проведении внутреннего аудита ИВЦ
Распоряжение о проведении внутреннего аудита Отдела охраны труда
Распоряжение о проведении внутреннего аудита кафедры "Информатика и системы управления"
Приложение дополнительное к распоряжению № 237 от 22.11.2016 г. "О планируемых значениях показателей процессов"