Ермилин
- Подробности
- Автор: Любовь Ветлугина
-
Категория: Политех в лицах
-
Опубликовано: 12 Январь 2018
-
Просмотров: 11151
Созидатель Ермилин
Это удивительно, но рядом с нами живут и здравствуют такие люди, в судьбе которых, словно в зеркале, отразились основные вехи советского и последовавшего за ним периодов истории нашей страны. Они – наши современники, они – наши земляки, знакомые, соседи… Изучаешь их биографию и понимаешь, что они были не только свидетелями по-настоящему эпохальных событий. Зачастую они и делали эту самую историю новейшего времени! Надо лишь посмотреть на их жизнь под нетривиальным углом. Одна из таких неординарных личностей, живущих с нами в одном городе, ‑ Андрей Викторович Ермилин.
Его папа – Виктор Семёнович – был в числе основателей «второго Баку» и одним из первых директоров Сызранского нефтепромысла. Казалось бы, тогда еще юному Андрею – прямая дорога в какой-нибудь престижный московский вуз. Или мог бы устроиться где-то в «нефтянке». Но – нет, Ермилин-младший после седьмого класса школы № 1, которая ныне – лицей, взял и поступил в Сызранский машиностроительный техникум на специальность «Обработка металлов резанием», эту кузницу кадров для флагмана тяжелой индустрии (как газетчики именовали тогда «Тяжмаш»).
На самом деле, это было весьма характерно для того времени, когда отпрыски руководителей не прятались за родительские спины и не занимали «теплые места» благодаря родственным связям. Нет, сами пробивались в жизни, набивали шишки. Но при этом обретали бесценный опыт.
Уже в 17 лет, будучи на четвертом курсе СМТ, Андрей Ермилин, образно выражаясь, начал свою трудовую биографию. И долгий путь по карьерной лестнице он начал с самой простой должности – подручного карусельщика на заводе «Тяжмаш». В 1965 году он завершает обучение в техникуме, получает заветный диплом, а через две недели уже маршировал на плаце в одной из войсковых частей при знаменитом космодроме «Байконур». О тех трех годах «в сапогах» Андрей Викторович вспоминает так:
‑ Служил я на кинотеодолитной станции. До стартового стола было всего 2,6 километра. Обслуживали весь полигон, без нас не проходил ни один старт. Пуски космических, боевых ракет, спутников-шпионов – всё происходило на наших глазах. В общем-то, мы снимали на пленку активные участки ракет. Работы было много, пуски производились через день. Горжусь тем, что был свидетелем самых первых стартов нашей ракеты-носителя «Протон».
Отдав священный долг Родине, Андрей Ермилин вернулся на «Тяжмаш». Трудился диспетчером по металлу в цехе № 1, и механиком кузницы, и заместителем начальника инструментального, а затем ‑ 17-го цехов, пять лет возглавлял седьмой цех, потом стал заместителем главного инженера всего предприятия. Словом, значительная часть его жизни оказалась связанной именно с этим заводом.
Параллельно Андрей Викторович учился. Сразу после срочной службы поступил на только-только открывшийся тогда рабфак местного филиала Куйбышевского политехнического института. А так как к тому времени молодой человек уже обзавелся семьей, то свое образование он продолжил на вечернем отделении Сызранского Политеха. Заметим, что это тоже была примета того времени: молодые парни стремились жениться сразу после армии, шли работать и, одновременно, ‑ учиться. И всё успевали!
На снимке хорошо видно, что Андрей Викторович находится в музее Сф СамГТУ. Глядя на черно-белые фотографии, Ермилин восклицает:
‑ Вот у них у всех я и учился! Это были Люди!
Тогда, в первой половине 70-х годов, деканом механического факультета был Юрий Горячкин, а заведующий выпускающей кафедры ‑ Дмитрий Варнаков. Из той когорты преподавателей ныне в Сызранском Политехе продолжают работать профессор Геннадий Степанович Железнов и хранитель вузовских традиций доцент Леонид Фёдорович Родионов. Последний, заметим, в то время был завлабом... Так что Андрей Викторович Ермилин ‑ выпускник нашего технического университета.
Про свою дальнейшую трудовую биографию Андрей Викторович рассказывает так:
‑ Я всю жизнь проработал на «Тяжмаше», и хорошо там работал. Однако в 1985 году меня решили назначить директором завода «Сызраньсельмаш». Признаться, очень не хотел идти туда первым руководителем. Не знал ни номенклатуры, ни особенностей крупносерийного производства. Да и на самом предприятии я был всего лишь раз на экскурсии во время учебы в техникуме. Но партия сказала: «Надо!» Делать нечего ‑ прибыл в Москву. Тогда завод «Сызраньсельмаш» входил в состав министерства промышленности для животноводства и кормопроизводства. А министром был Константин Никитич Беляк ‑ умнейший человек, Герой социалистического труда, во время Великой Отечественной войны возглавлявший Куйбышевский авиационный завод, выпускавший знаменитые штурмовики «ИЛ-2». Я ему попытался изложить свои аргументы, мол, дайте хотя бы неделю завод осмотреть. На что министр подошел ко мне, приобнял за плечи и сказал: «Насмотришься еще на него, сынок». Так я и стал генеральным директором «Сызраньсельмаша».
Необходимое пояснение. Дело в том, что наш «Сельмаш» когда-то был не просто машиностроительным предприятием, а экспериментальным заводом. Именно в Сызрани находилось головное специализированное конструкторское бюро. Именно в Сызрани были разработаны и произведены первые самоходные зерноуборочные комбайны. Именно в Сызрани конструкторы придумывали новые машины для сельского хозяйства, отрабатывали технологию их производства, а затем техническую документацию передавали на другие предприятия. Вы не поверите, но именно Сызрань дала жизнь «Ростсельмашу», «Гомельсельмашу» и «Фрунзесельмашу». Здесь, впрочем, как и на «Тяжмаше», была собственная конструкторская школа. Понятно, что в те времена достойные инженерные кадры собирали отовсюду. И в том числе на «Сельмаше» трудилось огромное количество выпускников Сызранского Политеха».
‑ Когда я пришел на «Сельмаш», ‑ делится своими воспоминаниями Андрей Викторович Ермилин, ‑ здесь было несколько проблем. Одна из них заключалась в том, что вокруг предприятия стояло невообразимое количество недоукомплектованной техники. Копнители стояли даже по берегам Волги. И по показателям наше предприятие из 125 заводов министерства находилось в десятке снизу! Пришлось принимать меры и организационного, и дисциплинарного характера. Вынужден был заменить много народу, например, из двадцати начальников цехов из прежнего состава остался всего один. Зато пришли молодые ребята, которые хотели работать!
В итоге, через пару лет, завод «Сызраньсельмаш» под руководством Андрея Викторовича Ермилина вернулся к норме отгрузки готовой продукции заказчикам в 40 железнодорожных платформ каждые сутки. Сейчас такие объемы отгрузки кажутся фантастическими, но это ‑ факт. И в итоге сызранцы завоевали переходящее Красное знамя и стали лучшим предприятием по своему министерству.
...Три с половиной года Андрей Викторович Ермилин отдал «Сызраньсельмашу». Может быть, и дальше бы он возглавлял этот завод. Однако вмешалась высокая политика: в стране полным ходом грянула клятая Перестройка. Тут же рухнули налаженные связи с партнерами, началась чехарда с преобразованиями министерств в столице… И Ермилин подал заявление об уходе.
Потом, в 90-е годы, было производственное объединение «Пластик», где он стал трудиться заместителем главного инженера по оборудованию. Как сам говорит Андрей Викторович, «школа «Тяжмаша» дала мне возможность работать там свободно ‑ правильно формулировать задачи нужным людям и спрашивать с них». Восстановил работу электрокарного участка, а затем привел в порядок гальванику.
Через два года Андрея Викторовича позвали стать руководителем Сызранского отделением Калиниградского филиала «Всемирной лаборатории». И он стал курировать проект «РТФ-49» (предполагалось, что он должен был стать аналогом глобальной системы позиционирования). Успел заложить огромный фундамент на территории «Тяжмаша» для производства антенн и даже изготовить одну из них. Но на дворе бушевали 90-е годы, поэтому идея «Всемирной лаборатории» накрылась медным тазом.
Но и на этот раз Ермилин не успокоился. Решил организовать производство экологически чистого утеплителя из базальта. Добыл техническую документацию, договорился с администрацией сажевого завода, и ему под этот проект отдали недостроенный цех, который он довел до ума. Но цены на платину, из которой должны были сделать фильеры, подскочили в 40 раз, и проект оказался экономически невыгодным.
И вот, наконец, в 1998 году Ермилина приглашают стать директором ЗАО «Кардан». История этого предприятия, в общем-то, самая простая. АвтоВАЗ начал развивать сеть альтернативных производителей автокомпонентов, а у «Тяжмаша» на тот момент пустовал один из производственных корпусов. Про эти времена Андрей Викторович рассказывает следующим образом:
‑ Организовали выпуск продукции для Тольятти. Конечно, поначалу тяжеловато было. Работы было очень много. Людей подбирал лично. В том числе, сам ходил на защиту дипломных проектов в Сызранский Политех, беседовал с выпускниками, прислушивался к рекомендациям преподавателей. В итоге мы ни разу не сорвали поставок на конвейер, были у АвтоВАЗа на хорошем счету, и у нас была мизерная отсрочка по платежам.
...Сейчас Андрей Викторович Ермилин ‑ на заслуженном отдыхе. Встречается с коллегами по директорскому корпусу, внимательно следит за успехами своей внучки ‑ студентки Самарского университета. А молодому поколению он говорит:
‑ Нашей стране нужны умные, грамотные и преданные люди, думающие о Родине, работающие на ее благо. Это было моим кредо. И сейчас мне не стыдно ни за один день моей трудовой жизни!