Татьяна Гороховицкая: В Политехе я получила закалку на всю жизнь!
Согласитесь, такой известный в нашем городе человек, как Татьяна Николаевна Гороховицкая в каком-то особом представлении не нуждается: сейчас она является руководителем Западного управления Министерства образования и науки Самарской области.
Тем не менее, позволим себе напомнить, что Татьяна Николаевна в свое время окончила Сызранский филиал СамГТУ (тогда он именовался филиалом Куйбышевского политехнического института), а потом, до своего назначения директором Сф СГЭУ, довольно долгое время преподавала в нашем вузе. Так что карьера «главного учителя Правобережья» началась ни где-нибудь, а в стенах Сызранского Политеха.
Вот как Татьяна Николаевна сама рассказывает о годах, проведенных в «альма матер»:
‑ Вообще-то, в 1981 году, после окончания средней школы № 2, я хотела уехать из Сызрани, чтобы учиться в вузе другого города. Однако родители никуда меня не пустили, и я отправилась получать высшее образование в местный филиал КПтИ. Сразу скажу, что потом я ни разу не пожалела, что осталась в родном городе.
Из-за того, что на механическом факультете надо было много чертить, решила, что на ЭТФ, может быть, будет попроще, и подала документы на специальность «Электроснабжение промышленных предприятий городов и сельского хозяйства». Тогда в Сызранском Политехе был вполне приличный конкурс, поэтому при поступлении пришлось сдавать пять экзаменов, включая сочинение, математику устно и письменно. Вступительные испытания прошла успешно, все предметы сдала на «хорошо», набрала нужное количество баллов и была зачислена.
Честно говоря, первый курс я училась, мягко выражаясь, «не ахти». Видимо, тогда я еще не конца понимала, что мне нужно по жизни. А вот на втором курсе у меня были уже «4» и «5», ну а с третьего курса – только «отлично». Имела значок «Отличник обучения» и получала повышенную стипендию в 45 рублей. В то время это было очень престижно!
Тогда были большие потоки студентов. Например, нас, электриков, на курсе было 75 человек. Большая аудитории была занята вся! И к нам относились очень строго. В то время и лекции записывались вручную, и контрольные работы также оформлялись вручную, и обязательно – чтобы красиво. В этом отношении очень интересно вел занятия тогдашний директор филиала Николай Васильевич Велин. Он заходил в аудиторию, говорил: «Здравствуйте!», и тут же начинал читать лекцию. Успел записать – хорошо, не успел – твои трудности.
Такого разнообразия учебников, книг и пособий, как сейчас, тогда не наблюдалось. Вся надежда у нас, студентов, оставалась на конспекты лекций. А если их не было, то тут же вспоминался Шурик из комедии Гайдая, когда они с Ниной готовились к экзаменам по одной тетрадке? Поэтому мы были натренированы, сидели с ручками наготове, чтобы сразу записывать за лектором. Конечно же, мы, студенты, затем обменивались конспектами лекций между собой, переписывали их. Это была такая взаимовыручка. У нас вообще группа была очень дружная.
На подготовку к экзаменам нам давалось три дня. Я, например, сутками сидела и учила: сессия есть сессия, все остальное было под табу. И раньше не было такого, чтобы студент сдал экзамен – и убежал. Мы все сидели в рекреации и ждали своих однокурсников, переживали за них, поддерживали. А потом все вместе шли отмечать к кому-нибудь на квартиру сдачу экзамена. А на следующий день – опять за конспекты.
В институте я возглавляла комсомольскую организацию группы. Мы участвовали во всех мероприятиях, концертах, субботниках. Особенно мне запомнились выступления наших СТЭМов – студенческих театров эстрадных миниатюр. И нас не надо было убеждать, что на демонстрацию по случаю 1 мая или 7 ноября надо идти. Были все, а по улице Советской шли с транспарантами в руках.
Мы, студенты, вообще были очень хорошо смотивированы. Дело в том, что нам начислялись баллы за любую внеучебную деятельность. Они суммировались со средним баллом успеваемости. Те, из студентов, которые занимали верхние позиции в этом своеобразном рейтинге, получали при распределении направления в лучшие места.
Мне, например, направили на крупный цементный завод в Сибири. Но к тому времени я уже вышла замуж, супруг у меня уже работал. Поэтому не судьба была стать мне энергетиком цеха. Поехала в Москву, в профильное министерство, добилась открепления.
Пришла в родной институт с этим документов. А мне навстречу – Николай Васильевич Велин.
‑ Ты чего?
‑ Вот, открепление принесла, буду устраиваться на работу в Сызрани…
‑ А ты не хочешь стать преподавателем?
Вот так и начался мой путь в образовании! Стала работать на кафедре общеинженерных дисциплин. Тогда ее возглавлял Юрий Эммануилович Жуковский. Мы работали вместе с Николаем Николаевичем Заливиным, Ниной Александровной Сальниковой, Борисом Андреевичем Семёновым, Анастасией Георгиевной Зверевой, Анатолием Лазаревичем Серохвостовым, Сергеем Владимировичем Воробьёвым, многими другими. Лабораторию возглавлял Виктор Павлович Питасов. Кафедра наша была очень дружная, сплоченная. И всех своих коллег я вспоминаю только добром!
Моими же непосредственными наставниками стали Павел Семёнович Уханов и Александр Фёдорович Маслов. Они еще обожали посидеть на кафедре и поиграть в шахматы. И любили вести занятия для вечерников по субботам. Как сами они признавались, чтобы жены не заставили убираться по дому или не послали в гараж за картошкой…
Потом они мне подарили свои книги с дарственными надписями, я их храню до сих пор. И как раз Уханов мне тогда сказал: «Не будешь учиться дальше, не станешь писать диссертацию и защищаться – ничего в твоей жизни не будет».
Да, поначалу было очень трудно. Готовилась вечерами, ночами, решала все задачки по экономике. Однако именно здесь, в Сызранском Политехе, я получила очень хорошую жизненную закалку.